Хэштег З.А.Г.С.

Всякая традиция живет благодаря интерпретации.
Поль Рикер

Преемственность традиций и правильное следование им — вопрос сложный, особенно в рамках республики, год от года теряющей свою национальную идентичность. Мы давно носим джинсы, слушаем «черную» музыку  и весьма фривольно относимся к межполовым связям. Тренд глобализации не мог обойти стороной так же свадебную и послесвадебную жизнь осетин. Богато украшенные залы ресторанов, ломящиеся от яств и выпивки столы, декольтированные платья подружек невесты, букеты из голландских тюльпанов, шоу программы, салюты… Странный получается замес из «мыдыкъус» и танца жениха с невестой – такая американизированная осетинская свадьба! Ну, и чтоб не хуже, чем у соседа.

Возникают вопросы: Имеет ли негативный окрас, все то, что происходит? Разве любая традиция не должна меняться и преобразовываться? Ведь все, что не гибко – вырывается с корнем и не имеет будущего. Похожи ли мы на наших прадедов, те же ли взгляды и представления имеем, чтобы машинально повторять то, что и они, в свою очередь, так же подвергали изменениям? Многие обряды исчезают, а нововведения через два поколения будут казаться нашим внукам исконно традиционными и обязательными. Может быть, обрядовый институт – это живой меняющийся организм, приспосабливающийся к реалиям меняющегося мира?

Отталкиваясь от сюжетов зарисовок Туганова, я провожу аналогию с современной осетинской свадьбой и ее законами, намерено разыгрывая эпизоды на сцене театра – это, само по себе, создает определенный условный контекст, – и спрашиваю: могут ли трюки с обрядностью и переодеваниями органично существовать сегодня, или это пережиток прошлого, которому самое место на театральных подмостках?

Собственно говоря, вопросов пока больше, чем ответов. Единственное, что могу сказать утвердительно: Махарбек Туганов, великий знаток и исследователь традиционной культуры, ответил на многие из них, сохранив для будущего осетин этнические традиции и основы духовной и культурной жизни.

btt